» » Проблемы нравственности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

Проблемы нравственности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

Проблемы нравственности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
12 августа в рамках проекта «Молодежный центр русского языка, литературы и музыки», который реализуется ММК «ПРОРЫВ!» при поддержке фонда «Русский мир», была прочитана лекция из курса «Культура России». Докладчиком на этот раз стал Владислав Тимофеичев. Слушателям была представлена тема «Проблемы нравственности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница».

Владислав раскрыл основные мысли, взгляды, пристрастия, автора, его нравственные идеалы, отраженные в данном произведении.

«Бесприданница» - одно из поздних творений Александра Николаевича Островского. В нем конфликт основан на доверчивости бедной влюбленной девушки и вероломстве ее богатого обольстителя. Здесь раскрыта драма между зависимой бедностью и всемогущим богатством. Отношения между героями показаны с сюжетной и психологической конкретностью, гораздо яснее раскрыта их реальная внутренняя закономерность, и поэтому они полны драматического пафоса», - отметил лектор.

Далее Владислав Тимофеичев остановился на детальном анализе основных персонажей пьесы: «Лариса Огудалова - не простая девушка из мещанской среды - Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, к показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры - серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений.

Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя юными дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является естественным и нормальным состоянием. Это искусство и трудно создаваемая декорация, служащая средством для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость - основной принцип обращения с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса - младшая, последняя оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу.

Паратов по характеру не предприниматель и не делец, а богатый избалованный столичный барин. «Заведя дело», он не входит в его «бюджетные» тонкости, потому и разоряется, но и тут не берется за работу, а решает поправить свое положение выгодной женитьбой. Паратов усвоил внешний лоск, который проявляется в смелом, иногда даже в дерзком и вызывающем поведении, в склонности к рискованным поступкам. Все это выделяет его из общей массы. Его манеры самодовольны и небрежны».

В завершении лекции … рассказал о смысле, который Осторовский вложил в трагическую развязку своего произведения: «Драматург показал, что судьба вмешалась в жизнь и смерть Ларисы, спасая героиню от разврата, к которому толкают ее обстоятельства. Драма оказалась удивительно актуальной и злободневной, раскрывающей суть извечной трагедии бесприданницы - умной, яркой, талантливой индивидуальности, становящейся предметом торга. «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. И сейчас убедилась в том, я испытала себя… Я вещь! Наконец, слово для меня найдено, вы нашли его…»

Маргарита Данилина

Дата: 4-11-2010, 16:57
Категория: Образование
Добавить комментарий